Срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам 2023
Перейти к содержимому

Срок эксплуатации пожарной сигнализации по нормативам 2023

  • автор:

Нормативные требования в области ПБ 2023

Список требований и норм для правильного монтажа пожарной безопасности

  1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  4. ГОСТ 12.2.047-86 «ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения»
  5. ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»
  6. ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»
  7. ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»
  8. ГОСТ Р 53325-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний»
  9. ГОСТ Р 56936-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования»
  10. ГОСТ Р 59636-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»
  11. ГОСТ Р 59637-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства огнезащиты. Методы контроля качества огнезащитных работ при монтаже (нанесении), техническом обслуживании и ремонте»
  12. ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»
  13. ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»
  14. ГОСТ Р 59643-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»
  15. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»
  16. СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»
  17. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
  18. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»
  19. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
  20. СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»
  21. СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»
  22. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»
  23. СП 9.13130 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»
  24. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования»
  25. СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»
  26. СП 485.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
  27. СП 486.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности

Правила противопожарного режима в 2023 году: обзор изменений и алгоритм разработки инструкции

С 1 марта 2023 года вступают в силу значительные изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Появляются уточнения, дополнения и новые пункты как в основном тексте, так и в приложениях к Правилам. В статье подробно разбираем изменения, сравниваем их с действующими правилами и приводим подробный алгоритм составления инструкций о мерах пожарной безопасности с учетом всех нововведений.

Комментарии

Юлия Вавулина
Специалист по пожарной безопасности 1 категории EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Какие документы изменились?

С 1 марта 2023 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885, которое изменяет правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила). Основной пласт изменений начнет действовать с 1 марта 2023 года, кроме пункта 29 изменений — он вступает в силу 1 марта 2024 года.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые изменения и разберем алгоритм составления инструкций с учетом этих изменений.

Новый пункт 2.1

Отдельного и пристального внимания заслуживает добавление нового пункта 2.1 Правил: «Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ и (или) проектной документации».

Здесь стоит обратить особое внимание на часть 4 статьи 4 указанного ФЗ. Формулировка в нем означает, что если объект построен до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и положения регламента ужесточают требования, по которым этот объект был построен, то при обеспечении пожарной безопасности могут применяться ранее действовавшие нормы.

Проектная документация

В ранее упомянутом Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» есть требования, которые обязывают проектировщиков вносить в проектную документацию пожарно-технические характеристики зданий, сооружений, строительных конструкций, инженерного оборудования и строительных материалов. Но как быть если такая документация на объектах отсутствует, здания построены давно и много раз менялся правообладатель? В таком случае правообладатель обязан эксплуатировать объект в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, а при отступлении от норм или отсутствии требований — разрабатывать специальные технические условия или стандарт организации.

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Обновления упростили порядок разработки инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил). Документ можно будет оформить в отношении группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу. Зачем это нужно?

Очень часто на предприятии на одном земельном участке по одному адресу расположено несколько зданий или сооружений, и различие между ними может быть в литерах или номерах строений. Если назначение и категории нескольких зданий одинаковые (например, склад готовой продукции — функциональное назначение Ф5.2, категория по пожарной и взрывопожарной опасности — В3), то в их отношении можно будет разработать одну инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это изменение позволит сократить количество документов по пожарной безопасности.

Появились дополнения и в содержание инструкции (п. 393 Правил). Теперь в инструкцию необходимо будет вносить перечень должностных лиц, являющихся дежурным персоналом (при их наличии). Что такое дежурный персонал на объекте? Большинство нормативных документов определяют его как персонал, находящийся на дежурстве в смене, который допущен к переключению или отключению оборудования. Это могут быть в том числе и сотрудники охраны, имеющие соответствующие допуски к оборудованию. Этот новый пункт инструкции позволит разграничивать ответственность и обязанности в случае возникновения пожара.

Алгоритм разработки инструкции о мерах пожарной безопасности

Разработке инструкций о мерах пожарной безопасности в Правилах посвящен раздел XVIII. Для удобства приведем пошаговый алгоритм разработки.

Шаг 1. Определить и уточнить специфику пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Информацию указываем в общих положениях инструкции.

Напоминаем, что сейчас инструкция должна быть разработана на каждое здание и сооружение.

Шаг 2. Оформить второй раздел, в котором обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

л) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.

Шаг 3. В следующем разделе необходимо указать должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Это может быть руководитель или лица, назначенные руководителем соответствующим приказом или распоряжением. В их обязанности, которые могут быть закреплены в должностной инструкции или в иных локальных актах организации по пожарной безопасности, обязательно должны в числе прочих входить следующие вопросы, связанные с действиями в случае возникновения пожара:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;

б) организация спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;

в) проверка включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов,

устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;

д) перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;

е) прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

ж) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;

з) осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;

и) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

к) организация одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

л) встреча подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

м) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

н) по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

о) организация привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

При создании системы пожарной безопасности не стоит забывать, что немаловажным аспектом является обучение лиц мерам пожарной безопасности. Все ответственные лица должны иметь образование или профессиональные компетенции в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ по пожарной безопасности.

Шаг. 4. Утвердить инструкцию руководителем организации и ознакомить работников с положениями инструкции.

Подготовить необходимую документацию по пожарной безопасности вы можете с помощью специалистов EcoStandard group

Общий раздел правил

Появились новые и обновились существовавшие ранее пункты общего раздела Правил. Изменения смягчили ряд требований, а также уточнили порядок применения некоторых пунктов. Рассмотрим основные из них.

  1. Изменения в пункте 16 «Б» позволят организовать мастерские и хранение на чердаках, в технических, подвальных, подземных и цокольных этажах, подпольях, вентиляционных камерах и других технических помещениях в случаях, если это установлено нормативными документами по пожарной безопасности. Ранее запрет на хранение был категоричным, теперь можно будет разработать специальные технические условия или стандарт организации, на которые можно будет опираться при создании системы пожарной безопасности на объекте. Изменение частично смягчает требование и помогает ответственным лицам правильно организовать рабочее пространство, ведь очень часто на объектах бывает так, что хранить, например, расходные материалы или сложить инструменты и инвентарь негде.
  2. В подпункте «Г» пункта 16 появилось уточнение о запрете установки решеток на окнах подвалов. Действующая редакция трактовалась двояко, пункт перефразировали — теперь решетки запрещено устанавливать только на окнах подвалов и на приямках у окон подвалов.
  3. В подпункте «К» пункта 16 — снова про хранение: с марта 2023 года хранить под лестничными маршами и площадками запрещается только вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов. Соответственно, подтверждать негорючесть материалов, если это не очевидно, придется соответствующими документами — паспортами, сертификатами и прочей специальной документацией.
  4. Появились долгожданные уточнения по ведению журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Новый пункт 17.1 уточнил порядок ведения журнала — его допускается вести в электронном виде, форма определяется руководителем организации.
  5. К требованиям по содержанию путей эвакуации и эвакуационных выходов также появились уточнения. В пункте 26 приведен перечень дверей эвакуационных выходов, на которых запоры должны обеспечивать их свободное открывание изнутри без ключа — это выходы из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений. Ранее эта норма применялась ко всем дверям, ведущим на пути эвакуации или наружу, или в безопасную зону.

Напомним, что запоры, обеспечивающие свободное открывание дверей изнутри без ключа — это засовы, щеколды, вставки в замочные скважины, замки «антипаника» и прочие подобные устройства, которые по смыслу нормы можно быстро открыть, не задерживаясь на поиск ключа и отпирание замка.

Ширина коридоров и иных путей эвакуации, по которым одновременно могут эвакуироваться 50 и более человек должна составлять не менее 1,2 метра, в остальных случаях не менее 1 метра. То есть замер должен производится в свету — от края оборудования до противоположной стены или оборудования, стоящего напротив.

При оформлении договора аренды стоит помнить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Важно правильно и подробно описать в договоре аренды все аспекты, обозначить зону ответственности каждой из сторон — это поможет не только организовать систему пожарной безопасности объекта на высоком уровне, но грамотно распределять финансовые средства.

Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения

Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.

За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.

Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.

Обеспечение пожарной безопасности на территориях населенных пунктов и в зданиях для проживания людей

Изменились требования, изложенные в п. 70 Правил в части ширины противопожарной преграды — ширина минерализованной полосы, отделяющей лес от используемой прилегающей к нему территории, увеличена с 0,5 метра до 1,4 метра. Также этот пункт дополнен абзацем о необходимости создания или обновления минерализованных полос шириной не менее 10 метров в населенных пунктах, подверженных лесным пожарам.

Отдельного внимания заслуживает требование, которое изложено в пункте 71: один из его абзацев содержит порядок обеспечения беспрепятственного проезда подразделений пожарной охраны через въезды, оборудованные воротами, шлагбаумами или ограждениями. Сейчас при установке этих устройств необходимо обеспечить один из вариантов:

  • круглосуточное дежурство дежурного персонала в месте их установки;
  • оборудовать аудио- и видеосвязью с диспетчерским пунктом;
  • обеспечить их открывание по сигналу срабатывания пожарной сигнализации.

С марта 2023 года в части аудио- и видеосвязи можно выбрать только один вид связи.

За последние годы произошло большое количество пожаров в домах и квартирах, где проживают многодетные семьи, в том числе и неблагополучные. К сожалению, в результате этих пожаров погибли и продолжают погибать дети. МЧС России достаточно продолжительное время совместно с органами социальной защиты на безвозмездной основе ведет работу по установке автономных дымовых пожарных извещателей в такие дома и квартиры. Новые требования, которые будут регламентированы пунктом 85_1, закрепили обязательную установку автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, если в них не установлены системы пожарной сигнализации, предусмотренные проектом дома. Безусловно, требование очень нужное и важное — обнаружение пожара на ранних стадиях поможет избежать гибели людей и значительного ущерба для имущества.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

В практике эксплуатации систем пожарной сигнализации (далее – СПС) рано или поздно возникает вопрос о необходимости частичной или полной замены технических средств, входящих в их состав, в связи с истечением срока службы. Каков же срок службы СПС? Для начала рассмотрим определения основных понятий, которые дает действующее законодательство.
В соответствии с ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения»: Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния. Предельное состояние — состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Средний срок службы — математическое ожидание срока службы. Назначенный срок службы — календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя.

В соответствии с положениями ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» основные технические средства пожарной автоматики должны иметь средний срок службы не менее 10 лет. Здесь необходимо отметить, что ГОСТ Р 53325-2012 входит в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Росстандарта от 14.07.2020 № 1190 (далее – Перечень). Как правило, этот же средний срок службы с формулировкой «не менее 10 лет» устанавливается и производителями технических средств СПС в соответствующей сопроводительной документации к ним.

Вполне понятно, что период времени, заключенный в словосочетании «срок службы не менее 10 лет», не имеет четких границ. Так как же поступать правообладателю объекта после истечения десятилетнего срока эксплуатации СПС: продолжить ее эксплуатацию или осуществить замену технических средств с истекшим сроком службы? Вполне конкретные ответы на этот и другие возникающие вопросы содержит раздел 6.6 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», который также входит в вышеупомянутый Перечень. Пунктами 6.6.1 — 6.6.5 ГОСТ Р 59638-2021 установлено, что эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы необходимо осуществлять в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила).

Решение о дальнейшей эксплуатации должен принимать правообладатель объекта. При принятии решения об эксплуатации технических средств СПС с истекшим сроком службы рекомендуется привлекать производителя данного технического средства СПС. При отрицательном заключении производителя эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы проводить не следует. В случаях, когда в технической документации указан неопределенный срок службы (эксплуатации), например, «10 лет и более» или «средний срок службы 10 лет», следует руководствоваться числовым значением («10 лет» в приведенном примере) и принимать его как время истечения срока службы (эксплуатации). Работы по замене технических средств СПС должны осуществляться обслуживающей организацией. По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией. При замене одних технических средств на иные должна быть обеспечена информационная и электрическая совместимость технических средств СПС.

Технические средства СПС рекомендуется заменять по истечении следующих сроков: пожарные извещатели – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет; приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) – 10 лет; аккумуляторные свинцовые батареи – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет, а также при снижении фактической емкости до менее чем 80 % от номинальной; неперезаряжаемые литиевые батареи – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет; вспомогательные технические средства пожарной автоматики – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет; кабельная продукция – в соответствии с технической документацией. После замены технических средств СПС должен быть проведен контроль их функционирования, а СПС должна быть испытана на работоспособность в части, касающейся взаимодействия СПС с замененными техническими средствами. Естественно, что после прочтения данных положений возникает дополнительный вопрос: а какие требования к эксплуатации технических средств СПС с истекшим сроком службы (эксплуатации) устанавливают Правила?

При ответе на него обратимся к четвертому абзацу пункта 54 указанного нормативного правового акта, в соответствии с которым при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Однако и эти требования вызывают ряд вопросов, среди которых следующие: Должны ли проводиться ежегодные испытания в случае подтверждения изготовителем (поставщиком) допустимости дальнейшей эксплуатации технических средств СПС? Какими нормативными документами установлен порядок проведения ежегодных испытаний?

Необходимо ли для проведения ежегодных испытаний привлекать специализированную организацию, или испытания может осуществлять организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию СПС на объекте? Найти ответы и ознакомиться с мнением специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России по этим вопросам можно в статье «Вопросы эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем», опубликованной в научно-техническом журнале «Пожарная безопасность» №4(105) за 2021 год.

Подводя итог и отвечая на основной вопрос нашей статьи, следует отметить, что срок службы СПС определяется сроком службы (эксплуатации) технических средств, входящих в ее состав. Указанный срок установлен в соответствующей сопроводительной документации изготовителя технических средств СПС и, как правило, не превышает 10 лет. Решение о замене технических средств СПС с истекшим сроком службы или о продолжении их дальнейшей эксплуатации должно приниматься правообладателем объекта защиты с учетом требований пожарной безопасности.

По информации ОНДПР Оричевского района

Актуальные изменения в ГОСТах и сводах правил по продлению срока эксплуатации систем противопожарной защиты

Владельцев объектов и организации эксплуатирующие СОПБиПТ интересуют вопросы о проверке работоспособности технических средств обеспечения пожарной безопасности и возможности продления срока их эксплуатации сверх установленного.

Истечение назначенного производителем срока эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не всегда является поводом для их обязательной замены. Тем временем возможность продления срока эксплуатации приводит к исключению неоправданных финансовых издержек без снижения уровня пожарной безопасности.

Нормативными документами предусмотрены условия и требования к возможности продления ресурса таким систем противопожарной защиты. В частности, Приказом МЧС № 408 в апреле 2023 г. введено в действие Руководство, разъясняющее порядок и способы обеспечения указанных требований, а также разъяснения по ведению журнала эксплуатации СПЗ.

По истечении лимита, указанного производителем, продление срока эксплуатации средств следует осуществлять по регламенту техобслуживания, предусмотренному заводом-изготовителем или другим поставщиком конкретного оборудования.

Руководство в п. 7 указывает, что в случае достижения указанного в технической документации предельного или неопределенного срока службы средств пожарной безопасности дальнейшая эксплуатация таких средств возможна после проведения испытаний соответствующих противопожарных систем на предмет их работоспособности. При этом, испытания должны проводиться по методам, содержащимся в национальных стандартах РФ, указанных в пунктах 10 — 14 Руководства. Периодичность испытаний — ежегодно со дня наступления указанного срока службы средств пожарной безопасности до их замены.

Также в ГОСТ Р 59638–2021 в п. 6.6.1 говорится о необходимости осуществлять эксплуатацию технических средств систем пожарной сигнализации (СПС) с истекшим сроком службы (эксплуатации) в соответствии с ППР. Решение о дальнейшей эксплуатации принимается правообладателем объекта. При принятии решения об эксплуатации технических средств системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы рекомендуется привлекать производителя данного технического средства.

Практика применения данного стандарта выявила целесообразность дополнения стандарта установлением требований по возможности продления срока эксплуатации технических средств АУПС сверх установленного.

[. ] В настоящее время готовятся изменения к следующим национальным стандартам Российской Федерации:

«ГОСТ Р 59636-2021. Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

· «ГОСТ Р 59638-2021. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

· «ГОСТ Р 59639-2021. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

«ГОСТ Р 59640-2021. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Противопожарные занавесы. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

· «ГОСТ Р 59641-2021. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичные пожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

· «ГОСТ Р 59642-2021. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Заполнение проёмов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы контроля».

· «ГОСТ Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

В июле завершилось публичное обсуждение проектов Изменений № 1 к сводам правил:

· «СП 485.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· «СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».

[?] Рассмотрим некоторые планируемые изменения:

Предложения — дополнить пункты 6.2.4, 6.6.1 и 7.1–7.3 стандарта ГОСТ Р 59638-2021:

«По окончании испытаний должен быть составлен акт ввода в эксплуатацию в соответствии с приложением А….

· Проведение ежегодных испытаний на работоспособность после истечения срока эксплуатации следует осуществлять в соответствии с разделом 7 настоящего стандарта…

· При принятии решении о возможности продления срока эксплуатации сверх установленного правообладатель объекта должен принимать во внимание, что результаты испытаний характеризуют работоспособность технических средств СПС на день проведения испытаний, а также учитывать соответствующие риски…

· Продление срока эксплуатации должно осуществляться на срок не более 1 года. Количество продлений срока эксплуатации не должно превышать двух раз. Эксплуатация технических средств СПС свыше продлённого на 2 года срока эксплуатации запрещается…

· Методы испытаний на работоспособность применяют при контроле функционирования технических средств СПС, при комплексных испытаниях на работоспособность СПС, а также в целях определения возможности эксплуатации сверх установленного срока…

· Содержание методов испытаний на работоспособность СПС (после истечения срока эксплуатации) изложено в Приложении «Д»:

· Д.1. При проведении ежегодных испытаний на работоспособность СПС после истечения срока эксплуатации — помимо испытаний на работоспособность в соответствии с Приложением «Б» — должны быть проведены испытания технических средств СПС в аккредитованной испытательной лаборатории.

· Д.2. Испытаниям в аккредитованной испытательной лаборатории должны быть подвергнуты не менее 50% всех технических средств (всех моделей) СПС с истекшим сроком эксплуатации, смонтированных на объекте.

· Д.3. Объем испытаний должен быть не менее объёма испытаний при осуществлении процедур оценки соответствия.

· Д.4. В качестве методов испытаний технических средств СПС на работоспособность после истечения срока эксплуатации следует использовать методы испытаний, изложенные в соответствующих межгосударственных стандартах. При отсутствии межгосударственного стандарта следует руководствоваться соответствующим национальным стандартом.

· Д.5. Соответствие количества испытываемых образцов программам испытаний, регламентируемых межгосударственными или национальными стандартами, может быть изменено по решению аккредитованной испытательной лаборатории.

· Д.6. Испытательная лаборатория должна быть аккредитована на необходимые межгосударственные и национальные стандарты.

· Д.7. Результаты испытаний распространяются на общее количество заявленных на испытания технических средств СПС и признаются положительными только при 100% положительных результатах испытаний каждого технического средства СПС.

Изменения в стандарте ГОСТ Р 59639-2021 в частности в пунктах 6.7.1–6.7.3·

Не допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы.

· График замены технических средств СОУЭ составляют при приёмке СОУЭ в эксплуатацию, он должен содержать сведения о сроке службы технических средств СОУЭ и дате последующей замены. После замены технического средства СОУЭ график корректируют.

· По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией…

Если Изменение №1 будет принято, то пункты 6.7.1, 7.1 и 7.3 будут звучать так:

· Эксплуатацию технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы (эксплуатации) необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

· Проведение ежегодных испытаний на работоспособность после истечения срока эксплуатации следует осуществлять в соответствии с разделом 7 настоящего стандарта. Решение о дальнейшей эксплуатации должен принимать правообладатель объекта.

· При принятии решения об эксплуатации технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы рекомендуется привлекать производителя данного технического средства СОУЭ. При отрицательном заключении производителя эксплуатацию технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы проводить не следует.

· Продление срока эксплуатации СОУЭ по результатам положительных испытаний на работоспособность должно осуществляться на срок не более 1 года. Количество продлений срока эксплуатации не должно превышать двух раз. Эксплуатация технических средств СОУЭ свыше продлённого на 2 года срока эксплуатации запрещается.

· В случаях, когда в технической документации указан неопределённый срок службы (эксплуатации), например, «10 лет и более» или «средний срок службы 10 лет», следует руководствоваться числовым значением («10 лет» в приведённом примере) и принимать его как время истечения срока службы (эксплуатации).

· Оценка работоспособности СОУЭ также проводится в целях определения возможности эксплуатации сверх установленного срока службы системы при проведении, в том числе ежегодных испытаний технических средств СОУЭ, в аккредитованной испытательной лаборатории.

· Испытания СОУЭ проводят в комплексе по методике, разработанной монтажной или обслуживающей СОУЭ организацией и согласованной с руководителем объекта защиты…

· Содержание методов испытаний на работоспособность СОУЭ (после истечения срока эксплуатации) изложено в Приложении «Д».»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *